10/03/2012

Что делать, если над ребенком издеваются в школе?

Самая распространённая детская проблема в школе — это издевательство одноклассников или ребят постарше. Любое внешние отличие от общей массы детей может привести к издевательствам со стороны других, к примеру, рост, вес, веснушки, цвет волос, очки, одежда…
А последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми от побегов из дома до суицида на фоне постоянной травли другими детьми.

Признаки «травли» ребенка:
1. Нежелание идти в школу
Если ребёнок старается придумать кучу оправданий, чтобы не идти в школу, вам следует постараться спокойно с ним поговорить и понять причину. Банальное нежелание учиться, как правило, не проявляется в постоянном «нытье». К тому же если малыш пытается выбрать другой (более извилистый маршрут). Вполне возможно, что он просто оттягивает момент прихода в школу или не хочет, повстречаться по дороге с недружелюбным мальчиком.
2. Резкое изменение поведения.
Признаки того, что у ребёнка не все в порядке в жизни: плохое настроение, замкнутость, угнетенное состояние, угрюмость, нежелание общаться…Стал обидчивым, раздражительным или агрессивным без очевидных причин.На фоне замкнутости часто возникают недомогания – от кишечных симптомов до температуры при отсутствии серьезного заболевания. У него нет друзей в классе, он практически не говорит о событиях в школе. 
Болезненно реагирует на разговоры о дедовщине.Это может привести к проблемам со сном, постоянному чувству тревоги, капризности, нервозности или плохому самочувствию.
3. Признаки физического насилия.
Это не обязательно могут быть синяки (хотя они, несомненно, являются самым ярким показателем физического издевательства), но и поломанные вещи, грязная одежда, оторванные пуговицы, порванные книжки или тетрадки. Чаше при выявлении той или иной «поломки» дети не рассказывают родителям, к примеру, «мы подрались с Ваней на перемене», а опускают глаза и путано пытаются объяснить ситуацию.
Итак, если ваш ребенок стал замкнутым и нервным, постоянно ищет причины, чтобы не пойти в школу, возвращается с уроков подавленным, не стоит ждать, что само пройдет. Нужно бить тревогу, так как причина может быть в моббинге - психологическом давлении одноклассников при помощи насмешек, придирок, бойкота, травли и откровенных издевательств. 
Известно давно, дети жестоки своей непосредственностью. А, объединившись в группы и направив свое отрицательное отношение на конкретного человека, могут нанести неисправимые психологические травмы объекту своих издевательств. 
Но многие родители, попадая в такую ситуацию, просто не знают, как себя вести и что предпринять. Открутить уши всему классу? Пойти выяснять отношения с родителями обидчиков или нажаловаться директору школы?.. 
Как защитить своего ребенка, не навредив ему при этом?
Моббинг - это веяние современного общества, или существовал всегда? 
Психологи не могут точно ответить на этот вопрос, но уверены в том, что с развитием техники этот феномен только усилился. Сейчас издевательства могут быть не только частного, но и виртуально-общественного характера. 
Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. ( Wikipedia®). 
Касательно школы можно сказать, что моббинг - это долговременные издевательства одноклассника или группы детей. Издевательства не обязательно носят характер физического насилия. В средних учебных заведениях чаще всего моббинг происходит психологически: обидными словами, жестоким высмеиванием, бойкотами. Обычный учебный день жертвы таких издевательств состоит из череды катастроф и унижений.
Бесспорно, ребенок ( или подросток) должен достаточно рано научиться сам разбираться в сложных ситуациях и уметь отстаивать свою точку зрения, защищать свои интересы. Но это не значит, что родители не должны вмешиваться в сложившуюся ситуацию, так как моббинг не проходит сам по себе, тем более в группе школьников. Жертва издевательств вынуждена подчиняться сильнейшей стороне. И, если взрослые не принимают никаких попыток вмешаться, моббинг только набирает обороты.
Моббинг всегда вырастает из какой-то конфликтной ситуации. Унижая жертву, “преступники” чувствуют себя сильнее и отважнее. В тоже время ребенок, над которым происходит насилие, чувствует себя загнанным в угол. Чтобы он не предпринимал, ему практически не удастся выбраться из создавшейся ситуации. Если он ищет помощи у взрослых - он слабак, если он избегает своих мучителей - он трус, если он пытается найти с настроенными против него детьми контакт, он подхалим...
У вас возникло подозрение, что ваш ребенок мог стать объектом издевательств? Поговорите с ним. Но делать это нужно очень осторожно. Только умеющие слушать родители смогут достучаться до запуганного детского сердца. 
Тот, над кем издеваются, переполнен страхом, злостью и чувством стыда. 
Ни в коем случае нельзя искать причину создавшейся ситуации в ребенке. Существует распространенное мнение, что жертва всегда сама виновата в том, что над ней чинят насилие. Это далеко не так! Многие дети и подростки становятся жертвами лишь потому, что были произвольно выбраны сильной стороной или же стали заложниками создавшейся не в их пользу ситуации.
Какие способы защиты своего ребенка от моббинга в школе не приносят результатов:
Поговорить с родителями детей, издевающихся над ребенком. Естественно, каждый родитель будет защищать собственное дитя и всячески его выгораживать.
Поговорить с самими детьми. Родители, ищущие контакт с надругателями, тем самым сигнализируют им, что сам ребенок не может противостоять их силе. Этим вы еще больше ослабите позицию своего сына (дочери).
Не стоит брать на первый разговор с учителем ребенка. Как бы не был настроен преподаватель, ребенку такой разговор принесет лишь отрицательные чувства, он будет еще больше винить себя и отстранятся от всего остального мира.
Без разговора с учителем не обойтись. Но к беседе необходимо подходить основательно подготовившись. Что вы ожидаете от учителей? Как должна поступить школа? Как преподаватели могут помочь ребенку? Если пришло время разговора, необходимо вместе с учителем выработать стратегию решения проблемы. Постарайтесь больше говорить о фактах, а не об эмоциях. Обвинения и угрозы не принесут ничего хорошего, а только помешают принять верное решение. 
Следующие дни следует подождать, принесет ли выработанная стратегия ожидаемые результаты. Если нет, следует беседовать с учителем дальше. Может быть, нужно привлечь на свою сторону педсовет или любимого учителя ребенка, родителей других детей или школьного психолога. 
Надо отвести ребенка к психологу (причем иногда лучше обратиться не к школьному, а к стороннему специалисту). Надо постараться обучить ребенка умению постоять за себя – как в физическом, так и в моральном плане. Как только дети чувствуют, что их жертва в состоянии защитить себя, они перестают преследовать ее. Поэтому здесь вполне возможно вмешательство родителей на уровне школьной администрации. К сожалению, бывают случаи, когда проблему детского бойкота может решить только перевод в другое учебное заведение или даже переезд. 
Самой действенной считается стратегия «No Blame Approach», при которой разбирается ситуация совместно со всеми её участниками и учителем, но никаких наказаний или дальнейших обвинений не происходит. Она основана на способности детской психики перерабатывать ситуацию и самим находить оптимальное решение.
И напоследок хочу рассказать историю моей знакомой: однажды она узнала, что старшие ребята отбирают у её сына деньги и просто не дают ему прохода. Тогда она подошла к ним и попросила их взять её мальчика под свою защиту, потому что он еще маленький, а они такие взрослые и сильные. По прошествии небольшого отрезка времени, мальчишка во всю гонял со своими прошлыми обидчиками мяч во дворе, ходил к ним в гости и звал к себе на день рождения.
источники:

Комментариев нет :